Звуки мастерства и благородства

Плетнёв
Кокоулина
Фото: www.newsko.ru

Не  будем подбирать смягчающих формулировок: не  просто «замечательный», «выдающийся» или  «прославленный»  — великий. О  всеохватности музыкального гения Плетнёва, его  исключительности западная и  российская пресса пишет много и  часто, но  тем, кто  11  ноября побывал на  концерте в  Пермской филармонии, где  исполнялась музыка Сергея Рахманинова, не  было нужды изучать отзывы критиков, чтобы понять, что  в  зале происходит нечто неординарное.

Плетнёв — это явление в истории современной русской и мировой культуры. Он произвёл настоящий переворот в исполнительской эстетике, утверждая новые ценности в музыке.

В Пермской филармонии Михаил Плетнёв играл Сергея Рахманинова — к 145-летию со дня рождения великого композитора, которое мы будем отмечать в 2018 году. Как считает Михаил Васильевич, «называть Рахманинова пианистом, композитором, дирижёром — мелко. Рахманинов — это бог. Божественный бог». 

Звезда пианиста Плетнёва вспыхнула рано, в 20 лет, после победы на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского 1978 года. Но с 2006 года Плетнёва можно было видеть и слышать на концертах только как дирижёра. Тончайший мастер фортепиано почти прекратил публично играть, потому что его перестало удовлетворять качество современных инструментов, резко, с его точки зрения, упавшее. Поэтому приезд Плетнёва-пианиста — событие особое. 

За два дня до концерта в город прибыл необыкновенный рояль Михаила Васильевича. Это концертный инструмент японской фирмы Shigeru Kawai с максимально сбалансированным и благородным звучанием. Качество звука настолько важно, что вместе с роялем по миру путешествуют двое настройщиков — японский и русский, которые должны идеально отладить инструмент перед каждым концертом. 

Японский настройщик Хидеми Окубо, представитель компании — производителя рояля, сказал перед концертом, что звук этого инструмента «тёплый и глубокий», поэтому он подходит для игры и в небольших, и в очень больших залах. Каждый раз настройщики перед концертом колдуют над роялем, добиваясь не просто идеального звука, а идеального звука применительно к залу. Пермский Органный зал Хидеми Окубо назвал идеально подходящим для концерта фортепианной музыки.

Рояль отполирован до такой степени, что кому-то может показаться пластиковым. Нет, он не пластиковый. Он просто безупречно сделан. В этот вечер публика услышала несколько известных произведений: Прелюдию до-диез минор, Элегию ми-бемоль минор, «Полишинеля», «Баркаролу», «Юмореску», несколько прелюдий...

Это было не исполнение, но рождение музыки. 

Слушая Рахманинова в исполнении Плетнёва, невозможно не сосредоточиться на концентрированной «русскости» этого композитора. Сила без аффектации, глубина без мрака, чувство без сентиментальности, а всё вместе — духовная мощь.

Музыка существовала как рождённый, направленный поток, вызванный к жизни не одной лишь ловкостью пальцев. Невероятное, особое наслаждение — вслушиваться в звучащие паузы Плетнёва. Ими упиваешься так же, как и свободным потоком музыки, льющейся из-под его рук.

Да, он играет виртуозно, не допус­кая сентиментальности, но сколько чувства в этой музыке! Того самого чувства, что не имеет отношения ни к чувствительности, ни к «романтической» манере игры. Но каждый, кто сидел в зале и соприкоснулся с его творчеством, смог увидеть мир другими глазами.

В этот приезд никто не смог добиться от пианиста никаких комментариев, никаких интервью. Наверное, у него нет другого языка, кроме музыки, — нет иного способа говорить и дышать. Вообще — быть. А больше быть и незачем! Всё ради этих минут.

Финал концерта получился очень тёплым: искренний восторг публики, маленький подарок исполнителя — «Восточный эскиз» (да, опять Рахманинова), несколько выходов на поклон и приветливый взгляд великого музыканта. Это была полная и разделённая радость. 

«Чудесное возвращение в  статусе великого маэстро»

Галина Кокоулина, министр культуры Пермского края:

— В  последние годы народный артист России неоднократно посещал Пермь, но  исключительно как  основатель, главный дирижёр и  художественный руководитель Российского национального оркестра. В  качестве пианиста он  побывал в  наших краях совсем юным, в  далёких 1970-х годах, после того как  в  1978 году получил I премию и  золотую медаль VI Международного конкурса  им.  П.  И. Чайковского.

С  тех  пор  как  Плетнёв начал дирижёрскую карьеру, он  вообще мало выступает с  сольными концертами, почти прекратил  их. И  вот  спустя столько лет  — чудесное возвращение, теперь уже  в  статусе великого маэстро. Пермским поклонникам фортепианной музыки  — а  в  городе их  немало, абонемент «Волшебные звуки рояля» лидирует среди абонементных циклов филармонии вот  уже  много лет  — несказанно повезло услышать единственный концерт блестящего мастера фортепиано, который состоялся при  поддержке Министерства культуры Пермского края.


Вероника Даль
 
По теме
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (18 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 10 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, 1 человек погиб,
Министерство территориальной безопасности
«Комплексная безопасность – 2024» - ГУ МЧС России по Пермскому краю С 29 мая по 01 июня 2024 года пройдет XV Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность – 2024».
ГУ МЧС России по Пермскому краю
Музей современного искусства - Новый Компаньон Кроме меню завтраков и ланчей, в заведении есть меню картин фото: тг-канал Пермь 300 В здании Музея современного искусства PERMM с 19 марта начинает работу арт-кафе «Улитка-музей», которое, как уже  сообщал «Новый компаньон»,
Новый Компаньон