Звуки мастерства и благородства

Фото: www.newsko.ru

Не  будем подбирать смягчающих формулировок: не  просто «замечательный», «выдающийся» или  «прославленный»  — великий. О  всеохватности музыкального гения Плетнёва, его  исключительности западная и  российская пресса пишет много и  часто, но  тем, кто  11  ноября побывал на  концерте в  Пермской филармонии, где  исполнялась музыка Сергея Рахманинова, не  было нужды изучать отзывы критиков, чтобы понять, что  в  зале происходит нечто неординарное.

Плетнёв — это явление в истории современной русской и мировой культуры. Он произвёл настоящий переворот в исполнительской эстетике, утверждая новые ценности в музыке.

В Пермской филармонии Михаил Плетнёв играл Сергея Рахманинова — к 145-летию со дня рождения великого композитора, которое мы будем отмечать в 2018 году. Как считает Михаил Васильевич, «называть Рахманинова пианистом, композитором, дирижёром — мелко. Рахманинов — это бог. Божественный бог». 

Звезда пианиста Плетнёва вспыхнула рано, в 20 лет, после победы на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского 1978 года. Но с 2006 года Плетнёва можно было видеть и слышать на концертах только как дирижёра. Тончайший мастер фортепиано почти прекратил публично играть, потому что его перестало удовлетворять качество современных инструментов, резко, с его точки зрения, упавшее. Поэтому приезд Плетнёва-пианиста — событие особое. 

За два дня до концерта в город прибыл необыкновенный рояль Михаила Васильевича. Это концертный инструмент японской фирмы Shigeru Kawai с максимально сбалансированным и благородным звучанием. Качество звука настолько важно, что вместе с роялем по миру путешествуют двое настройщиков — японский и русский, которые должны идеально отладить инструмент перед каждым концертом. 

Японский настройщик Хидеми Окубо, представитель компании — производителя рояля, сказал перед концертом, что звук этого инструмента «тёплый и глубокий», поэтому он подходит для игры и в небольших, и в очень больших залах. Каждый раз настройщики перед концертом колдуют над роялем, добиваясь не просто идеального звука, а идеального звука применительно к залу. Пермский Органный зал Хидеми Окубо назвал идеально подходящим для концерта фортепианной музыки.

Рояль отполирован до такой степени, что кому-то может показаться пластиковым. Нет, он не пластиковый. Он просто безупречно сделан. В этот вечер публика услышала несколько известных произведений: Прелюдию до-диез минор, Элегию ми-бемоль минор, «Полишинеля», «Баркаролу», «Юмореску», несколько прелюдий...

Это было не исполнение, но рождение музыки. 

Слушая Рахманинова в исполнении Плетнёва, невозможно не сосредоточиться на концентрированной «русскости» этого композитора. Сила без аффектации, глубина без мрака, чувство без сентиментальности, а всё вместе — духовная мощь.

Музыка существовала как рождённый, направленный поток, вызванный к жизни не одной лишь ловкостью пальцев. Невероятное, особое наслаждение — вслушиваться в звучащие паузы Плетнёва. Ими упиваешься так же, как и свободным потоком музыки, льющейся из-под его рук.

Да, он играет виртуозно, не допус­кая сентиментальности, но сколько чувства в этой музыке! Того самого чувства, что не имеет отношения ни к чувствительности, ни к «романтической» манере игры. Но каждый, кто сидел в зале и соприкоснулся с его творчеством, смог увидеть мир другими глазами.

В этот приезд никто не смог добиться от пианиста никаких комментариев, никаких интервью. Наверное, у него нет другого языка, кроме музыки, — нет иного способа говорить и дышать. Вообще — быть. А больше быть и незачем! Всё ради этих минут.

Финал концерта получился очень тёплым: искренний восторг публики, маленький подарок исполнителя — «Восточный эскиз» (да, опять Рахманинова), несколько выходов на поклон и приветливый взгляд великого музыканта. Это была полная и разделённая радость. 

«Чудесное возвращение в  статусе великого маэстро»

Галина Кокоулина, министр культуры Пермского края:

— В  последние годы народный артист России неоднократно посещал Пермь, но  исключительно как  основатель, главный дирижёр и  художественный руководитель Российского национального оркестра. В  качестве пианиста он  побывал в  наших краях совсем юным, в  далёких 1970-х годах, после того как  в  1978 году получил I премию и  золотую медаль VI Международного конкурса  им.  П.  И. Чайковского.

С  тех  пор  как  Плетнёв начал дирижёрскую карьеру, он  вообще мало выступает с  сольными концертами, почти прекратил  их. И  вот  спустя столько лет  — чудесное возвращение, теперь уже  в  статусе великого маэстро. Пермским поклонникам фортепианной музыки  — а  в  городе их  немало, абонемент «Волшебные звуки рояля» лидирует среди абонементных циклов филармонии вот  уже  много лет  — несказанно повезло услышать единственный концерт блестящего мастера фортепиано, который состоялся при  поддержке Министерства культуры Пермского края.


Вероника Даль
 
По теме
 
В Лысьвенском драматическом театре разгорелся конфликт между руководством и актерским составом.
13.07.2018 Business Class
В то время как большинство нытвенцев после субботней бессонной ночи, когда Россия играла с Хорватией (с 7 на 8 июля), наверное, сладко посапывали воскресным утром,
13.07.2018 Газета Новый день
JPG Файл - ГУ МВД Пермского края Лейтенант полиции Никита Юков — инспектор дорожно-патрульной службы отдельного взвода ДПС ГИБДД отдела МВД России по Краснокамскому району.
15.07.2018 ГУ МВД Пермского края
30 июля в Перми пройдет матч 1/128 финала Кубка России по футболу. Футбольный клуб «Звезда» примет на своем поле команду из Удмуртии «Зенит-Ижевск».
13.07.2018 Газета Новости Кунгурского края
Утром 6 июля буквально за считанные часы в «Уральской вотчине», что в д. Дыбки, вырос разноцветный палаточный городок.
13.07.2018 Газета Новый день